Красно-желтая ракушка - эмблема "Шелл" - является одним из наиболее известных товарных знаков XX века. История превращения морской ракушки в узнаваемый товарный знак берет начало в 1833 году, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (по-английски shell).
В 1891 году сын Маркуса оказался в Батуме, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Дальний Восток. Он снарядил танкер и отправил из России в Сингапур и Бангкок первые 4 тыс. т керосина. Таким образом, марка "Шелл" впервые появилась в качестве торгового знака на бочках с керосином, перевозимых компанией Маркуса Сэмюэля.
В 1897 году слово шелл перекочевало в название компании - Сэмюэль основал "Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани". Сегодня красно-желтая ракушка "Шелл" является зарегистрированным товарным знаком в более чем 160 странах мира.
В 1890 году в Нидерландах была создана компания "Ройял Датч", которая занималась разработкой нефтяных месторождений в Вест-Индии и на Суматре. К 1896 году она располагала уже собственным танкерным флотом, способным соперничать с британским.
Со временем стало очевидно, что две конкурирующие компании смогут более эффективно вести свою деятельность, если объединятся, что и произошло в 1907 году. Так возникло крупнейшее в мире предприятие - концерн "Ройял Датч/Шелл" со штаб-квартирами в Лондоне и Гааге.
За слиянием последовал период роста - присоединялись новые источники сырья, строились крупные перерабатывающие заводы в Европе, Африке и Америке. С началом массового производства автомобилей нефтяная отрасль стала особенно быстро развиваться.
В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом "Шелл", совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
Вплоть до Второй мировой войны "Шелл" развивался бурными темпами, осваивая новые территории и направления деятельности. В 1929 году "Шелл" сделал первые шаги в новом для себя секторе - нефтехимии.
В годы Второй мировой войны "Шелл" активно сотрудничал со странами антигитлеровской коалиции, в том числе с СССР, обеспечивая бесперебойные поставки нефтепродуктов и авиационного керосина.
1950-1960-е годы стали новым периодом роста для "Шелл", в это время на концерн приходится уже около 15% мирового производства нефтепродуктов. В 1970-е годы "Шелл" начал эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений в Северном море и стал пионером крупномасштабных проектов по сжижению природного газа и его транспортировке на большие расстояния.
В восьмидесятые годы "Шелл" внедрял передовые технологии, вводил в производство новые виды продукции и услуг и искал возможные решения экологических проблем. "Шелл" ввел в продажу неэтилированный бензин, и впоследствии занял лидирующую позицию в этом сегменте рынка.
В 90-х годах наступил период снижения цен на нефть, и "Шелл" стал уделять больше внимания нефти, газу и производству химических продуктов. К середине девяностых "Шелл" приступил к разработке плана деятельности на следующее тысячелетие и изучению новых требований к работе энергетических компаний. Особое внимание было уделено включению обязательств по устойчивому развитию во все виды деятельности концерна.
Для сохранения конкурентного преимущества "Шелл" готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний "Ройял Датч" и "Шелл Транспорт" в единую компанию - "Ройял Датч Шелл плс".
shell - сегодня
Shell- крупнейшая в мире англо-нидерландская компания по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, смазочных материалов, твердых углеводородов, битумов и др.) Бурное развитие технологий, начавшееся во второй половине 20 века, позволило ведущим мировым энергетическим компаниям увеличить производство энергоресурсов при одновременном снижении затрат и уменьшении негативного воздействия на окружающую среду. "Shell" всегда находившийся в авангарде научно-технического прогресса, в последние годы успешно внедрил ряд инновационных разработок, упрочивших технологическое лидерство концерна в мировой энергетической отрасли.
Возникший на заре XX века концерн Shell завоевал ведущие позиции на мировом энергетическом рынке, став прообразом современных вертикально-интегрированных компаний. Подобная организация позволила обеспечить непрерывность технологических процессов и применить единые стандарты качества «Shell» на всех этапах производства.
Масштаб глобального бизнеса Shell уникален
- shell - В 140 странах работают более 112 тыс. сотрудников Shell, говорящих на 51 языке
- Shell ведет геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 36странах мира
- На долю Shell приходится около 3% мирового производства нефти и 3,5% природного газа
- Объем добычи нефти и газа в 2005 году составил 3,5 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки
- 20% солнечных панелей в мире произведено Shell
- Shell принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, выступающая под единым брендом, которая насчитывает более 46 тыс. станций
- Каждые четыре секунды по крайней мере один самолет заправляется авиационным топливом Shell. За это же время на АЗС Shell обслуживаются 1200 автомобилей
- Shell полностью или частично владеет более 50 НПЗ
- Бренд Shell уже седьмой год подряд занимает первое место по популярности среди автомобилистов
- В 2005 году чистая прибыль Shell составила 23 млрд долларов