Firestone означает "огненный камень". Bridgestone (анаграмма, образованная основателем корпорации Ш. Ишибаши) — "камень с моста". Так случилось, что на этих двух «камнях» покоится сегодня почти 20% мирового рынка автошин.
История Firestone Tire&Rubber Company началась в августе 1900 г. в городе Акроне (штат Огайо) — "резиновой столице" США. 32-летний Харви Файрстоун — торговец конными повозками и заядлый участник уличных гонок на подобных экипажах — знал о преимуществах «резинового хода» не понаслышке: его компания вначале импортировала покрышки из Европы, к началу 1903 года уже выпускала собственную продукцию, а еще через год создала предтечу современной автошины — механически усиленную, с плоскими бортами, удерживающуюся на ободе без помощи применявшихся тогда зажимов.
Кто знает, как бы в дальнейшем сложилась судьба фирмы, не повстречай Файрстоун молодого Генри Форда и не покажи ему новинку из Англии — пневматическую шину. В 1906-м компания получила крупнейший по тем временам разовый заказ — на 2000 комплектов покрышек для Ford Motor Company. За ним последовали другие. К исходу десятилетия марка Firestone приобрела всеамериканскую известность.
Соединенные Штаты переживали автомобильный бум, и Firestone, постоянно расширяясь, с 1910 по 1920 годы смогла поднять объем производства с 2,4 до 37 млн шин. Появлялись новшества: камеры, нарезной рисунок беговой дорожки, протектор с возможностью повторной прорезки канавок. В 1935 году был освоен выпуск шин для строительной и горнорудной техники.
Через три года, когда Харви Файрстоуна не стало, компания не только смогла устоять, но и продолжила свое развитие. В середине столетия к традиционным направлениям добавились многие новые: от производства резиновой обуви и резинотехнических изделий для промышленности до автомобильных аксессуаров и армейского снаряжения. В 1953 году была выпущена первая в мире бескамерная шина, через десять лет началось производство радиальных.
В 1988 году Firestone объединилась с японским "собратом" — Bridgestone. Корпорация в короткий срок стала крупнейшим в мире производителем автошин. В 1990 году под контроль Bridgestone/Firestone Inc. перешли все операции компании на рынке США.
Вы помните, с чего начал предприимчивый Харви? С импорта "резины" из Европы. А в 20-х, наладив продажи своих шин через независимых дилеров, он приступил к "возвращению долгов". В 1925 году в швейцарском Базеле было открыто европейское представительство компании, началась организация собственной торговой сети. За тридцать лет (30-60-е годы) Firestone создал в Европе и мощную производственную базу. Первыми предприятиями стали шинные заводы в испанском Бильбао (1933 г.) и швейцарском Праттелне (1935 г.). Переход в шестидесятые годы на выпуск радиальных шин потребовал значительных инвестиций на всех европейских заводах, число которых уже достигало двенадцати. Технический прогресс повредил коммерции: радиальные шины служат значительно больше, стало быть, потребность в новых шинах резко сократилась.
К 1984 году Firestone сохранил в Европе лишь пять предприятий: во Франции, Италии и Испании. Шестое, польское, начало свою работу в нынешнем году. Разработкой и тестированием шин для европейского и африканского рынков с 1973 года занимается техцентр компании в Риме.
Начав в свое время с гонок конных упряжек, Файрстоун не остался в стороне от гонок автомобильных, победы в которых он рассматривал как большой коммерческий успех. Говорят, именно этот человек выработал основополагающий принцип американского автобизнеса: "Побеждай в воскресенье, продавай в понедельник!"
В 1909 году берет начало другой знаменитый рекламный слоган. Одержав победу на земляном треке, Барки Олдфилд, гонщик-легенда, произнес: "Мой страховой полис — шины Firestone!" Начиная с первой гонки Indy 500 (1911 года!), на этих шинах одержано множество побед в кольцевых американских чемпионатах — Indy Racing League, CART и NASCAR. Для двух первых Firestone является в этом году монопольным поставщиком шин. Отдельная славная страница ее истории — участие в FI. На американских шинах одерживали свои победы Джим Кларк, Грэм Хилл, Марио Андретти и Джекки Стюарт.
Свой юбилей Firestone отмечает относительно скромно: в текущем году публике представлена пока лишь одна новая шина — F590 Fuel Saver. Хитом сезона высокотехнологичной и наукоемкой новинке не стать по определению: в корпорации торговой марке Firestone отведено второе место: после Bridgestone, но перед Dayton. И это несмотря на использование множества единых для всей продукции фирмы современнейших конструкторских и технологических решений.
В России шины Firestone официально появились совсем недавно — компания "Бриджстоун СНГ" начала их массовые продажи только в этом году. Свои первые сто лет Firestone прожил без нас. Вторые проведем вместе?